Для постановки на жилищный учет, государство в лице в органов исполнительной власти, в которых
предусмотрена военная служба, предусмотрело очень строгие критерии, какие граждане
действительно нуждаются в помощи, в виде бесплатного получения жилья и могут
рассчитывать на эту помощь, а также основания для получения возможности
улучшения жилищных условий.
Из анализа обращений к нам военнослужащих и членов их семей, граждан уволенных с военной службы, на сегодняшний день складывается следующая картина: порядка в вопросе постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, больше не стало. Скорее, наоборот. В приказе Министра обороны РФ от 30.09.2010 года № 1280 все написано вроде бы доступным языком и красиво, а вот на практике…
К сведению, по итогам обеспечения военнослужащих жильем в Минобороны РФ в 2017 году обеспечено квартирами - 3.1 %, обеспечено жилищной субсидией - 6,9%, обеспечено ГЖС - 0,1%, реализовали право на жилье в рамках НИС - 13,8%.

С 09 ноября 2010 года, в связи с изданием Министром обороны РФ приказа № 1297 от 27 октября 2010 года, жилищные комиссии во всех воинских частях Минобороны РФ были упразднены, функции постановки военнослужащих на учет нуждающихся в получении жилого помещения, ведение очередности, обеспечения жилыми помещениями военнослужащих проходящих военную службу по контракту и граждан уволенных с военной службы и другие вопросы предоставления жилья, в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455, были возложены на Департамент жилищного обеспечения МО РФ (далее - Департамент).
Конфликт закона, интересов Департамента и военнослужащих продолжается, как следствие - жилищные права военнослужащих и членов их семей продолжают риализовываться с многочисленным нарушениями. Это и отказ Департамента в предоставлении жилого помещения, по причине неверного определения количественного состава членов семьи военнослужащего, имеющих вместе с ним право на получение жилья, затягивание сроков постановки на жилищный учет, и необоснованное снятие с очереди, например, отсутствие у членов семьи постоянной регистрации (прописки) по месту прохождения военнослужащим военной службы, и т.д.
Бывает и так, что сами военнослужащие не обращая внимание на сроки, в течение которых они должны самостоятельно обратиться в жилищный орган (Департамент) с необходимыми документами для поставновки их в очередь на жилье, по той или иной причине пропускают сроки, установленные абз.3 ч.5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512).
Пример. В настоящее время в судах с нашим участием рассматриваются два дела, когда военнослужащие пропустили сроки на подачу документов в Департамент. Один клиент получил отказ по причине того, что обратился с заявлением уже после исключения его из списков л/состава воинской части. Другого клиента Департамент банально "переиграл", оставив без жилья... Он своевременно, за месяц до увольнения обратился с документами о постановке в очередь, однако собрал не все документы (не хватало справки о сдаче жилья по предыдущему месту службы, а воинская часть была расформирована), пока делал различные запросы, прошло более 3-х месяцев. Получив заветную "справку" подал документы повторно. Естественно ему отказали по причине того, что он уже не является военнослужащим, и право на получение жилья по линии Минобороны России уже не имеет! Еще и издевательски написали в отказе: "... свое конституционное право на жилище Вы можете реализовать путем обращения в органы местного самоуправления, в порядке гл.7 ЖК РФ".
Исходя из опыта нашей работы, который образован более чем 20-ти летней практикой, поверьте, многие вопросы решаемы. У нас сложилось четкое понимание – военнослужащему можно оказать практическую помощь в получении квартиры с большей вероятностью в случае, когда военнослужащий обратится за советом к нам заранее, до момента предоставления ему жилья. Некоторые военнослужащие тянут с обращением к адвокату до последнего момента. Иногда у нас уже просто не хватает времени на решение возникших вопросов. Несмотря на это, мы пытаемся оказать практическую помощь в получении жилья до последнего. Если у Вас имеются малейшие сомнения в будущем получении жилья, лучше обратитесь к нам заранее и посоветуйтесь. Поверьте, это действительно лучше сделать заблаговременно, чем потом решать проблему в авральном режиме, когда зачастую бывает уже поздно. Мы готовы оказать профессиональную помощь военнослужащим и членам их семей, так как жилищное право - наша специализация, и вопросы постановки в очередь, получения жилья, и т.д. находятся в поле нашей компетенции и подготовленности.
1. Условия и основания признания нуждающимися в постоянных жилых помещениях
Для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление по рекомендуемому образцу согласно Приложению № 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утв. Приказом МО РФ N 1280 от 30 сентября 2010 г.), приложив необходимый перечень документов, который содержится в указанной Инструкции.

Не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня поступления заявления в структурное подразделение уполномоченного органа, по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных вп.1 Инструкции, принимается решение о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. И далее, Вам остается ждать своей очереди на получение постоянного жилого помещения, которое предоставляется в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов в структурное подразделение уполномоченного органа.
При наличии у военнослужащего или члена его семьи в собственности квартиры, доли в праве жилого помещения:

Пример. У военнослужащего или члена его семьи находится в собственности квартира, доля в праве жилого помещения (полученная по завещанию, договору дарения, купли-продажи, мены). Как быть?
При этом, собственники должны понимать, что в случае признания судом таких сделок недействительными, они расстаются со своим жильем и оно возвращается обратно к продавцу (дарителю). Здесь необходимо еще и доверие между участниками данных сделок. Но это того стоит....
В связи с невозможностью сдачи жилья, ранее полученного от военного ведомства (от иного органа государственной власти), в период прохождения военной службы, если в квартире остались проживать бывшие члены семьи:

Пример. Военнослужащий перевелся к новому месту прохождения военной службы при этом, в квартире остались проживать бывшие члены его семьи. Что делать?
2. Условия и основания признания военнослужащих и лиц гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации, нуждающимися в служебных жилых помещениях.

Для признания военнослужащих нуждающимися в служебных жилых помещениях, они подают заявление по рекомендуемому образцу согласно Приложению № 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (утв. Приказом МО РФ N 1280 от 30.09.2010)
Для признания лиц гражданского персонала ВС РФ нуждающимися в служебных жилых помещениях, они подают заявление по рекомендуемому образцу согласно Приложению № 1 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Приказом МО РФ N 485 от 18 июля 2014 г.).
Постановка в очередь и предоставление жилых помещений военнослужащих осуществляется:
- В вооруженных Силах РФ в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280. Для ознакомления с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утв. приказом МО РФ № 1280 от 30.09.2010).
- В соответствии с приказом Федеральной службы безопасности N 590 от 24 октября 2011 года, функции по обеспечению жилыми помещениями в органах федеральной службы безопасности возложены на жилищные комиссии ФСБ РФ, которые в своей деятельности руководствуются Правилами организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями (утв. приказом ФСБ РФ № 590 от 24 октября 2011г.).
- В соответствии с приказом Федеральной службы охраны РФ N 362 от 13 ноября 2002 года, функции по обеспечению жилыми помещениями возложены на жилищные комиссии ФСО РФ, которые в своей деятельности руководствуются Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в ФСО России (утв. приказом ФСО РФ N 362 от 13 ноября 2002 г.).
- В соответствии с приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 г. N 75, во Внутренних войсках МВД, функции по обеспечению жилыми помещениями возложены на жилищные комиссии ВВ МВД, которые в своей деятельности руководствуются Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД РФ (утв. приказом № 75 от 12 февраля 2010 г.).
При возникновении вопросов позвоните нам по тел. 8 (925) 772-49-22, 8 (968) 663-91-63 и получите бесплатную консультацию. В разделе Заказать услугу можете задать нам письменный вопрос, или заказать бесплатный обратный звонок. Мы сразу вам перезвоним. Вы можете рассчитывать на компетентную консультацию опытного военного адвоката, которая всегда является конкретной и понятной для наших клиентов. С перечнем оказываемых нами юридических услуг, Вы можете ознакомиться в разделе "Услуги".