Для постановки на жилищный учет, государство в лице в органов исполнительной власти, в которых
предусмотрена военная служба, предусмотрело очень строгие критерии, какие граждане
действительно нуждаются в помощи, в виде бесплатного получения жилья и могут
рассчитывать на эту помощь, а также основания для получения возможности
улучшения жилищных условий.
Из анализа обращений к нам военнослужащих и членов их семей, граждан уволенных с военной службы, на сегодняшний день складывается следующая картина: порядка в вопросе постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, больше не стало. Скорее, наоборот. В приказе Министра обороны РФ от 30.09.2010 года № 1280 все написано вроде бы доступным языком и красиво, а вот на практике…
К сведению, по итогам обеспечения военнослужащих жильем в Минобороны РФ в 2017 году обеспечено квартирами - 3.1 %, обеспечено жилищной субсидией - 6,9%, обеспечено ГЖС - 0,1%, реализовали право на жилье в рамках НИС - 13,8%.
С 09 ноября 2010 года, в связи с изданием Министром обороны РФ приказа № 1297 от 27 октября 2010 года, жилищные комиссии во всех воинских частях Минобороны РФ были упразднены, функции постановки военнослужащих на учет нуждающихся в получении жилого помещения, ведение очередности, обеспечения жилыми помещениями военнослужащих проходящих военную службу по контракту и граждан уволенных с военной службы и другие вопросы предоставления жилья, в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455, были возложены на Департамент жилищного обеспечения МО РФ (далее - Департамент).
Конфликт закона, интересов Департамента и военнослужащих продолжается, как следствие - жилищные права военнослужащих и членов их семей продолжают риализовываться с многочисленным нарушениями. Это и отказ Департамента в предоставлении жилого помещения, по причине неверного определения количественного состава членов семьи военнослужащего, имеющих вместе с ним право на получение жилья, затягивание сроков постановки на жилищный учет, и необоснованное снятие с очереди, например, отсутствие у членов семьи постоянной регистрации (прописки) по месту прохождения военнослужащим военной службы, и т.д.
Бывает и так, что сами военнослужащие не обращая внимание на сроки, в течение которых они должны самостоятельно обратиться в жилищный орган (Департамент) с необходимыми документами для поставновки их в очередь на жилье, по той или иной причине пропускают сроки, установленные абз.3 ч.5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512).
Пример. В настоящее время в судах с нашим участием рассматриваются два дела, когда военнослужащие пропустили сроки на подачу документов в Департамент. Один клиент получил отказ по причине того, что обратился с заявлением уже после исключения его из списков л/состава воинской части. Другого клиента Департамент банально "переиграл", оставив без жилья... Он своевременно, за месяц до увольнения обратился с документами о постановке в очередь, однако собрал не все документы (не хватало справки о сдаче жилья по предыдущему месту службы, а воинская часть была расформирована), пока делал различные запросы, прошло более 3-х месяцев. Получив заветную "справку" подал документы повторно. Естественно ему отказали по причине того, что он уже не является военнослужащим, и право на получение жилья по линии Минобороны России уже не имеет! Еще и издевательски написали в отказе: "... свое конституционное право на жилище Вы можете реализовать путем обращения в органы местного самоуправления, в порядке гл.7 ЖК РФ".
Исходя из опыта нашей работы, который образован более чем 20-ти летней практикой, поверьте, многие вопросы решаемы. У нас сложилось четкое понимание – военнослужащему можно оказать практическую помощь в получении квартиры с большей вероятностью в случае, когда военнослужащий обратится за советом к нам заранее, до момента предоставления ему жилья. Некоторые военнослужащие тянут с обращением к адвокату до последнего момента. Иногда у нас уже просто не хватает времени на решение возникших вопросов. Несмотря на это, мы пытаемся оказать практическую помощь в получении жилья до последнего. Если у Вас имеются малейшие сомнения в будущем получении жилья, лучше обратитесь к нам заранее и посоветуйтесь. Поверьте, это действительно лучше сделать заблаговременно, чем потом решать проблему в авральном режиме, когда зачастую бывает уже поздно. Мы готовы оказать профессиональную помощь военнослужащим и членам их семей, так как жилищное право - наша специализация, и вопросы постановки в очередь, получения жилья, и т.д. находятся в поле нашей компетенции и подготовленности.
1. Условия и основания признания нуждающимися в постоянных жилых помещениях
Для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление по рекомендуемому образцу согласно Приложению № 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утв. Приказом МО РФ N 1280 от 30 сентября 2010 г.), приложив необходимый перечень документов, который содержится в указанной Инструкции.
Не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня поступления заявления в структурное подразделение уполномоченного органа, по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных вп.1 Инструкции, принимается решение о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. И далее, Вам остается ждать своей очереди на получение постоянного жилого помещения, которое предоставляется в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов в структурное подразделение уполномоченного органа.
При наличии у военнослужащего или члена его семьи в собственности квартиры, доли в праве жилого помещения:
Пример. У военнослужащего или члена его семьи находится в собственности квартира, доля в праве жилого помещения (полученная по завещанию, договору дарения, купли-продажи, мены). Как быть?
При этом, собственники должны понимать, что в случае признания судом таких сделок недействительными, они расстаются со своим жильем и оно возвращается обратно к продавцу (дарителю). Здесь необходимо еще и доверие между участниками данных сделок. Но это того стоит....
В связи с невозможностью сдачи жилья, ранее полученного от военного ведомства (от иного органа государственной власти), в период прохождения военной службы, если в квартире остались проживать бывшие члены семьи:
Пример. Военнослужащий перевелся к новому месту прохождения военной службы при этом, в квартире остались проживать бывшие члены его семьи. Что делать?
2. Условия и основания признания военнослужащих и лиц гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации, нуждающимися в служебных жилых помещениях.
Для признания военнослужащих нуждающимися в служебных жилых помещениях, они подают заявление по рекомендуемому образцу согласно Приложению № 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (утв. Приказом МО РФ N 1280 от 30.09.2010)
Для признания лиц гражданского персонала ВС РФ нуждающимися в служебных жилых помещениях, они подают заявление по рекомендуемому образцу согласно Приложению № 1 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Приказом МО РФ N 485 от 18 июля 2014 г.).
Постановка в очередь и предоставление жилых помещений военнослужащих осуществляется:
- В вооруженных Силах РФ в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280. Для ознакомления с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утв. приказом МО РФ № 1280 от 30.09.2010).
- В соответствии с приказом Федеральной службы безопасности N 590 от 24 октября 2011 года, функции по обеспечению жилыми помещениями в органах федеральной службы безопасности возложены на жилищные комиссии ФСБ РФ, которые в своей деятельности руководствуются Правилами организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями (утв. приказом ФСБ РФ № 590 от 24 октября 2011г.).
- В соответствии с приказом Федеральной службы охраны РФ N 362 от 13 ноября 2002 года, функции по обеспечению жилыми помещениями возложены на жилищные комиссии ФСО РФ, которые в своей деятельности руководствуются Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в ФСО России (утв. приказом ФСО РФ N 362 от 13 ноября 2002 г.).
- В соответствии с приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 г. N 75, во Внутренних войсках МВД, функции по обеспечению жилыми помещениями возложены на жилищные комиссии ВВ МВД, которые в своей деятельности руководствуются Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД РФ (утв. приказом № 75 от 12 февраля 2010 г.).
При возникновении вопросов позвоните нам по тел. 8 (925) 772-49-22, 8 (968) 663-91-63 и получите бесплатную консультацию. В разделе Заказать услугу можете задать нам письменный вопрос, устный вопрос или заказать бесплатный обратный звонок. Мы сразу вам перезвоним. Вы можете рассчитывать на компетентную консультацию опытного военного адвоката, которая всегда является конкретной и понятной для наших клиентов. С перечнем оказываемых нами юридических услуг, Вы можете ознакомиться в разделе "Услуги".