voenadvokat@mail.ru

пн-пт: с 10 до 20 часов

Обратный звонок
+7 (925) 772-49-22 +7 (968) 663-91-63
Статья "Защита прав военнослужащих"

Статья "Защита прав военнослужащих"

Данная статья является обзорной, адресована она в первую очередь военнослужащим проходящим военную службу по контракту и членам их семей, во вторую – гражданам уволенным с военной службы и лицам гражданского персонала ВС РФ.

1. Увольнение по организационно-штатным мероприятиям и получение жилой площади;

2. Судебная защита, а также стадия принятия решения;

3. О пользе судебного решения;

4. Заключительные положения.

В настоящее время основная категория наших клиентов - военнослужащие и члены их семей, граждане уволенные с военной службы, лица гражданского персонала ВС РФ. Это специфическое, отдельное направление деятельности юристов и адвокатов. Чтобы заниматься данным видом деятельности, необходимо, что называется знать все "изнутри", а кроме того, постоянно быть в курсе событий, происходящих в органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, изменений в законодательстве, регулирующем вопросы обеспечения военнослужащих как служебным, так и постоянным жильем, вопросы прохождения военной службы, судебной практики в этой области и т.п. Это стало актуальным в последние годы, когда постоянно меняется законодательство (и не в лучшую сторону), а следовательно, и судебная практика. Сегодня, в Минобороны РФ на повестке дня остро стоит вопрос обеспечении действующих военнослужащих служебными жилыми помещениями и общежитиями. Между тем, достаточное количество специализированного жилищного фонда находящегося на балансе Минобороны РФ не только в Москве и Московской области, а также в целом, по России, занимают бывшие члены семей военнослужащих и их дети, не имеющие отношения к данному ведомству. 

Сегодня, 1-й отдел ФГКУ "Западрегионжилье" Минобороны РФ и Департаментом жилищного обеспечения Минобороны РФ, иногда ЦТУИО Минобороны РФ активно стали подавать в суды (по месту нахождения служебного жилья) иски о выселения бывших членов семьи военнослужащих, их детей из занимаемых ими служебных жилых помещений и общежитий. И что удивительно, суды все чаще стали удовлетворять такие иски. Обычные «гражданские» адвокаты не зная военной специфики часто не берутся за дела подобного рода, либо, если берутся, то проигрывают, в лучшем случае суд выносит решение о выселении с отсрочкой его исполнения (сохраняет право пользования за бывшим членом семьи на 1-2 года). Кроме того, необходимо отличать практикующих юристов, то есть непосредственно участвующих в судах, от тех, кто консультирует, не выходя из офиса "подглядывая" в компьютер. Такая помощь, как правило, не конкретна, это общие фразы обо всем и ни о чем. На консультации вам рассказывают, а порой без зазрения совести читают в слух или пересказывают действующее законодательство, которое вы при необходимости можете прочитать и изучить самостоятельно. Берутся за такие консультации, как правило, не маленькие деньги. Военнослужащие после такой консультации не получают никакой практической помощи, не имеют плана действий, не понимают предмета спора и какие необходимо суду предоставить доказательства, чтобы остаться на законных основаниях проживать в служебной квартире. А ведь на кону квартира, да еще и с ремонтом, из которой придется выехать после решения суда о выселении. Словом, напрасно потраченные деньги и время, а главное - нет результата! Мы, в свою очередь, являемся специалистами в этой области. Знаем и умеем, в делах такого рода, правильно применять нормы действующего законодательства, позволяющие сохранить бессрочное право пользования служебным жильем за бывшими членами семьи, при наличии определенных оснований.

Позвонив нам, вы получите практический совет и рекомендации, что делать если:

  • вы получили уведомление о выселении в соответствии с ч.1 ст.35 Жилищного кодекса РФ;
  • в суд подан иск о прекращении права пользования служебным жилым помещением и вас с детьми пытаются выселить.

Далее. В ссылке «Категории дел» вы найдете большинство категорий дел, по которым мы участвуем в военных судах, представляя интересы военнослужащих и членов их семей.

В этой статье будет рассказано об ошибках, которые обычно допускают военнослужащие при решении вопросов, связанных с увольнением с военной службы по льготным основаниям (достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, организационно-штатным мероприятиям), с получением жилья, с постановкой в очередь на обеспечение жилой площадью и т.п. И соответственно будет разъяснено каким образом грамотно и, по возможности, быстро реализовать имеющиеся у военнослужащих права, и в первую очередь, право на жилище.

Обеспечение жилищной субсидией, постоянным жильем в связи с увольнением по льготным основаниям, а также служебным жильем. Несомненно, это сейчас самое популярное направление, когда военнослужащим необходима профессиональная юридическая поддержка.

Сначала отметим основание для возникновения права военнослужащего на получение жилищной субсидии и жилой площади до его увольнения с военной службы. Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее по тексту – ОШМ) без предоставления им жилищной субсидии и жилых помещений. Таким образом, очевидны следующие основания для получения жилой площади:

  • наличие выслуги военной службы не менее 10 лет;
  • наличие статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий;
  • наличие льготных оснований для увольнения с военной службы.

При наличии всех указанных выше оснований военнослужащему можно ставить вопрос о предоставлении ему жилого помещения до увольнения с военной службы при достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а также в году увольнения по состоянию здоровья или по ОШМ. Все проблемные вопросы не перечислить, остановимся на основных моментах. 

Что нельзя делать, чтобы не остаться без жилья: 

Первое нельзя. Нельзя писать рапорт об увольнении по образцу, который, например, может быть составлен работником кадрового органа. Очевидно, что все, что предлагается в таком рапорте изложить по вопросу получения жилья, не в ваших интересах. Здесь надо отметить, что командование части может под различными предлогами навязывать нужную формулировку рапорта: перевода к новому месту службы, преследования по службе и т.п. Стоять надо на своем варианте рапорта. Решение жилищного вопроса – занятие не простое, а в наше время, даже можно сказать, для сильных духом. Действующее законодательство позволяет военнослужащему самостоятельно выбирать способ реализации имеющегося у него права на жилище или жилищную субсидию: получить жилое помещение либо жилищную субсидию до увольнения с военной службы, или остаться после увольнения с военной службы в Едином реестре военнослужащих нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Командование, в свою очередь, старается не исполнять каких-либо обязательств в отношении военнослужащего, да к тому же, увольняемого с военной службы. Например, в Минобороны РФ жилые помещения (ж/субсидия) предоставляется увольняемым, во внеочнередном порядке, следовательно стоит дважды подумать, с какой формулировкой писать рапорт на увольнение, - ..."обеспечить постоянным жильем до увольнения с военной службы или уволить с оставлением в списках очередников"! Поэтому рапорт, исполненный под диктовку командира (начальника) или подчиненных ему должностных лиц, по содержанию (как правило) удовлетворяет интересы командования, и ни к чему хорошему (скорее всего) это не приведет. Допускаемые оговорки говорят о том, что все же еще хочется верить в порядочных командиров частей, имеющих желание оказать помощь военнослужащему и членам его семьи в решении жилищного вопроса при увольнении с военной службы.

Второе нельзя. Нельзя писать рапорт об увольнении по совету друзей (если они не юристы) или исходя из собственных умозаключений. Часто такие советы и мысли логичны, но не всегда законны, а поэтому обычно приводят к отрицательному результату. Совет: ищите специалистов - обращайтесь к нам и мы подскажем вам как правильно написать рапорт или подать заявление о постановке в очередь.

Третье нельзя. Нельзя сидеть сложа руки. Сам по себе жилищный вопрос не решится. Необходимо действовать. Грамотно и своевременно подать рапорт об увольнении с просьбой, например, уволить только после обеспечения жильем. Аналогичную просьбу указать в листе беседы о предстоящем увольнении в графе «Просьбы (пожелание) военнослужащего». Но здесь важно отметить, что порядок увольнения и обеспечения постоянным жилым помещением военнослужащего и членов его семьи, при наличии служебного жилого помещения, имеет свои особенности. 

Пока готовилась данная статья, раздался телефонный звонок от военнослужащего, который сообщил, что его только что уволили с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, а жилье не предоставили, после чего последовал вопрос о законности по отношению к нему действий командования. Из беседы выяснилось, что военнослужащий не писал рапорт, где бы он указал просьбу не увольнять его без обеспечения постоянным жилым помещением. А также он не помнит, что именно он указал в листе беседы. Вероятно, данный офицер логично посчитал, что если он состоит в Едином реестре по жилью, жилплощадь ему и так должны были предоставить  перед увольнением без его просьбы (например, в том же порядке, как и денежное довольствие, ведь для этого никакой рапорт не требуется). Это логично, да и, в целом, правильно. Но, к сожалению, не в нашем государстве. Все-таки нельзя так легкомысленно относиться к стадии увольнения и предоставления жилой площади. Очень многое зависит от действий самого военнослужащего. 

Четвертое нельзя. С некоторых пор военнослужащему нельзя в рапорте об увольнении и предоставлении жилой площади просить предоставить ему и членам его семьи жилое помещение по избранному им после увольнения месту жительства, отличному от последнего перед увольнением места службы. Вернее сказать, что не каждый военнослужащий такую просьбу может высказывать, а лишь тот, кто не обеспечен каким-либо жилым помещением (в том числе служебным) по месту службы и, разумеется, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. А вот, например, обеспеченный по месту службы постоянным (в том числе в закрытом военном городке) или служебным жилым помещением военнослужащий, уже не вправе просить предоставить ему до увольнения с военной службы по льготному основанию жилое помещение по избранному им после увольнения месту жительства. Такой вывод сделал Верховный Суд РФ в своем решении от 20 июня 2007 года № ВКПИ 07-30. Указанное решение вступило в законную силу. И хотя у нас в стране не прецедентное право, военные суды приняли данные выводы Верховного Суда РФ в своей работе за основу. Кто не знает, это и называется судебной практикой, которую вы как не специалисты в этой области, знать не можете по определению. Разумеется, что не все судьи нижестоящих судов, а может и большинство из них, согласны с такой позицией Верховного Суда РФ, однако, сделать ничего не могут, они люди системы и знают, что такое практика, умничать им уж точно не дадут. Кроме того, по нашему мнению, это полностью искажает ту идею отличия труда граждан по трудовому законодательству, от особого вида труда граждан, проходящих военную службу по контракту, которую ранее воплотили в специальном законодательстве, в частности, в Федеральном законе «О статусе военнослужащих».

1. Увольнение по организационно-штатным мероприятиям и получение жилой площади.

Разумеется, не будем вдаваться в подробности проводимых организационно-штатных мероприятий, а также комментировать их целесообразность. Такая цель и не ставится. Вопрос этот серьезный. Будем надеяться, что переход армии на новый облик, для чего декларируется и проводятся организационно-штатные мероприятия, будет полезным и для нашей страны, и для людей в погонах.

А вот сам процесс проведения ОШМ вызывает недоумение. То, что сейчас происходит – это очередная демонстрация того, как в нашей стране все же не умеют работать с людьми. Социальным пакетом никто не занимается. Жилья больше не становится, а с 1 января 2018 года еще и изменился норматив стоимости квадратного метра жилья для выплаты жилищной субсидии, который стал составлять 37 848,00 рублей. Ко всему прочему кризис: высвобождаемым офицерам и прапорщикам (мичманам) не так просто устроиться на работу после увольнения с военной службы. Кроме того, ОШМ проводятся в авральном режиме, многие военнослужащие рассказывают, что совершенно не ожидали такого резкого поворота в своей судьбе. Командование воинских подразделений, относится к подчиненным военнослужащим по принципу «ничего не вижу, ничего не слышу». Никто ничего не знает, а если знает – не говорит. Вот, вопросы, обычно задаваемые военнослужащими в воинской части: будут ли выводить в распоряжение; будут ли предлагать воинские должности (выше или нижестоящие); будут ли строится еще квартиры для сокращаемых военнослужащих; будут ли снимать с занимаемых военнослужащими квартир статус «служебная» (законом такая процедура не предусмотрена); и т.д. Конечно, невозможно перечислить все вопросы. Но эти вопросы объединяет одно: на них ответов нет. Приходят ничего не понимающие в происходящем, неосведомленные, попавшие под сокращение военнослужащие, и приходится с ними работать, разбираться во всевозможных вариантах развития событий и рассматривать ответные действия.

Итак, необходимо, в первую очередь, отметить, что в соответствии с действующим законодательством военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы. Следовательно, военнослужащий не обладает правом на увольнение по ОШМ, его рапорта с просьбой уволить его по данному основанию недостаточно. Для досрочного увольнения с военной службы по ОШМ необходимо согласие другой стороны действующего контракта о прохождении военной службы (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба). С таким согласием не все так просто. Встречались случаи, (сейчас они очень редки, но бывают) когда командир воинской части, в котором проходит военную службу военнослужащий, должность которого сокращена, направлял представление для издания приказа об увольнении такого военнослужащего с военной службы по ОШМ, и документы возвращались с реализацией!? Таким образом, для того чтобы рапорт военнослужащего, изъявившего просьбу уволиться по ОШМ, был реализован, необходимо согласие и командира воинской части, где такой военнослужащий проходит военную службу.

Далее. В соответствии со ст. 13 Положения о прохождении военной службы (утв. Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 года ) в связи с проведением ОШМ военнослужащий может быть зачислен в распоряжение воинского должностного лица на срок не более 6 месяцев. Здесь же указано, что это производится для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы. На самом же деле массовый характер приобрело зачисление в распоряжение всех без исключения попавших под сокращение военнослужащих. Зачисляют даже военнослужащих, достигших предельного возраста пребывания на военной службе до начала проведения ОШМ, которые уже должны быть уволены с военной службы. Откровенно говоря, происходящее вообще непонятно. Из анализа обращений военнослужащих, зачисленных в распоряжение, усматривается, что ряд их находится в данном статусе свыше 6 месяцев, и они не уволены с военной службы по ОШМ; кого-то зачислили на новый срок, кого-то зачислили в распоряжение «задним числом», а кого-то и не зачисляли в распоряжение вовсе, причем в течение длительного срока с момента сокращения занимаемой должности и при этом отказывались увольнять с военной службы по ОШМ. Все перечисленные случаи – нарушение законодательства, регулирующего вопросы прохождения гражданами военной службы.

Необходимо отметить, что обычно военнослужащих своевременно не увольняют с военной службы по льготному основанию ввиду отсутствия жилой площади по избранному месту жительства.

Возникает вопрос: что делать в таких случаях? Вариантов несколько: от вовсе неэффективных до достаточно эффективных. Идеального варианта, который бы быстро привел к желаемому результату, нет. Хочется надеяться, что пока нет.

Итак, можно обратиться в военную прокуратуру. «Выстреливает» такое обращение по-разному. Из имеющегося опыта - малоэффективная мера. Настали времена, когда и командиры воинских формирований и руководство Департамента уже не боятся прокурорского реагирования. Известны случаи, когда военные прокуроры по результатам рассмотрения жалоб военнослужащих направляют командирам (начальникам) представления о нарушениях законодательства, те, в свою очередь, либо ничего не предпринимают, либо направляют в прокуратуру в ответ отписки. На этом обычно все и заканчивается. Причины этого «реагирования» очевидны: прокурор командир и Департамент – звенья одной цепи, государственной машины. Ко всему прочему, прокурор больше ничего сделать и не может, вынес представление об устранении нарушения закона, вот и все возможные меры. Тем более, что командир в ответе прокурору указывает обычно, что он жилье не предоставляет, самостоятельного жилищного строительства не ведет, за проведение ОШМ он не отвечает, а лишь исполняет приказы, поступившие «сверху» и т.п. Департамент в свою очередь отвечает, что жильё распределяется в порядке очередности... Не предусмотрена законодательством и ответственность командиров за такие вот ОШМ, когда военнослужащие, должности которых сокращены, свыше 6 месяцев находятся в распоряжении, соответственно не уволены по ОШМ, не назначены на воинскую должность, не выводятся месяцами в распоряжение, получают денежное довольствие не в полном объеме и т.д. и т.п. Следовательно, нет ответственности, значит, нет наказания и, значит, бояться командиру прокуратуры не нужно. По правде говоря, на все это смотреть неприятно, так как основная функция прокуратуры в Российской Федерации – надзор за исполнением законов.

Далее. Можно обратиться к вышестоящему над командиром части воинскому должностному лицу. Это по Уставу ВС РФ. Ну, здесь вообще все просто. Не встречалось еще случая, когда после такого обращения разрешалась ситуация, хотя еще лет 5-6 назад, результат обращения мог быть положительным. Здесь же можно сказать и об эффективности обращений в адрес Президента РФ, Министра обороны РФ, Генерального прокурора РФ и других высших лиц государства. К сожалению, неоднократно наблюдалось, что письма граждан по длительному не обеспечению жильём, аппаратами указанных должностных лиц направляются «вниз» для дачи ответа, например, по схеме: Министр обороны, Руководитель Департамента чьи действия (бездействия) оспариваются военнослужащим, которому и поручают дать ответ заявителю на поставленные в жалобе вопросы.

Еще один вариант - обращение в суд. Эта мера более или менее работает. Что касается ОШМ, то поводом для обращения в суд может послужить ситуация, при которой военнослужащий, находится в распоряжении воинского должностного лица свыше 6 месяцев и, в этот срок и не назначен на должность, и не уволен с военной службы. Сюда же можно отнести не зачисление в распоряжение военнослужащего, должность которого сокращена с момента начала ОШМ (сокращения должности). 

Иные меры, вероятно, то же существуют, но они, как правило, находятся вне правового поля.

2. Судебная защита, а также стадия принятия решения.

В принципе, можно в суд и не обращаться. Если военнослужащий грамотно написал рапорт о предстоящем увольнении с военной службы с просьбой предоставить ему жилое помещение, то, как отмечалась выше, в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» без предоставленного жилого помещения его с военной службы не уволят. Тем более суд – это, обычно нервотрепка, расходы, а в случае положительного решения – его длительное неисполнение. Однако при таком «наборе» отрицательных обстоятельств, есть и существенные положительные моменты, которые наступают после вынесения судебного решения в пользу военнослужащего. Отметим, что в этом случае не надо опасаться изменений в законодательстве и/или в судебной практике. Если в закон или подзаконный нормативный акт внесут изменения, имеющие негативные для военнослужащего последствия, при наличии судебного решения, его правовое положение не изменится. Все дело в том, что судебное решение (его резолютивная часть) будет исполняться по правилам законодательства об исполнительном производстве. Иными словами, если суд своим решением возложил на пример на Департамент жилищного обеспечения МО РФ обязанность предоставить военнослужащему жилое помещение, то квартиру должник обязан выделить взыскателю (военнослужащему) даже в случае, если после вступления такого судебного решения в законную силу будут внесены изменения в закон. Свежо в памяти, когда в законодательство о статусе военнослужащих, прохождении военной службы активно вносились изменения, вызванные обычно экономической составляющей. Нет уже льгот по бесплатному проезду к месту службы и обратно, льгот по оплате коммунальных услуг, отменена норма закона о предоставлении по месту прохождения военной службы в собственность земельных участков и т.д. Статья 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» пока «жива», но что придумают завтра? В нашей практике уже были случаи, когда наличие судебного решения позволяло решить жилищный вопрос, хотя на момент предоставления жилого помещения, законодательство (или судебная практика) претерпели изменения не в пользу военнослужащего. И наоборот, отсутствие судебного акта при твердом статусе (как казалось военнослужащему) нуждающегося в получении жилого помещения не позволило ему получить жилое помещение, после того как был изменен закон. 

Далее. Что еще дает судебное решение? Многие не знают, что при наличии судебного решения, которым на Департамент судом возложена обязанность предоставить военнослужащему жилое помещение, жилое помещение должно предоставляться военнослужащему не по правилам жилищного законодательства (то есть в порядке очередности), а по правилам Федерального закона «Об исполнительном производстве». По этому вопросу неоднократно давал разъяснения Верховный Суд Российской Федерации. Проще говоря, Департамент обязан исполнить возложенную на него судебным решением обязанность предоставить военнослужащему жилое помещение вне всякой очереди, то есть независимо от того, под каким номером и с какой даты военнослужащий состоит в Едином реестре по жилью. Если в этом вопросе понимания нет, то читайте далее, что еще дает судебное решение.

Судебное решение позволяет военнослужащему подключить в работу по скорейшему получению жилья службу судебных приставов. Основанием для этого будет служить исполнительный лист, выданный судом, и заявление военнослужащего о возбуждении исполнительного производства, направленное им в службу судебных приставов. В дальнейшем многое будет зависеть от профессиональных качеств пристава и его желания работать. С этим возникают проблемы. Если пристав работать будет в строгом соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», то задачу можно решить достаточно оперативно. Например, пристав обязан налагать за неисполнение судебного решения на должника штраф при наличии на то оснований, в частности при выявлении фактов, свидетельствующих о реальной возможности исполнить судебное решение (наличие жилых помещений). Через пристава можно контролировать поступление и распределение в Департаменте жилых помещений, так как обычно такая информация тщательно скрывается. Для получения такой информации приставы, в частности, направляют запросы в жилищный орган. Но в основном приставы работать не хотят. Обычно ограничиваются перепиской с должником. Запрашивают информацию у Департамента, когда тот исполнит судебное решение, Департамент в свою очередь, приставу отвечает, что квартир нет, либо очередь военнослужащего не подошла. Все это незаконное бездействие пристава, и на это необходимо реагировать путем подачи заявления в суд. Если в материалах исполнительного производства, с которыми вы вправе знакомиться, имеются сведения о том, что в часть квартиры поступали, а пристав не предпринял никаких мер к должнику, совет – обжалуйте бездействие пристава в суд. В суд (городской, а не военный) необходимо подавать по месту исполнения приставом своих должностных обязанностей. Из нашей практики: пристав представил в суд, принявший к рассмотрению заявление военнослужащего о бездействии судебного пристава, копии постановлений о взыскании с Департамента исполнительного сбора в размере 50 000 рублей. Удивительно, но факт: до обращения в суд с жалобой пристав это делать не спешил. По существующим правилам такие сборы и штрафы должны выплачивать руководители структурных жилищных подразделений за счет личных средств.

3. О пользе судебного решения.

Теперь о стадии принятия решения. Всегда наступает момент, когда возникает вопрос, что делать дальше. Можно писать в прокуратуру, высшим должностным лицам, обращаться в суд или ответить себе на этот вопрос так: «Ничего делать не буду и подожду еще». Так вот, в суд с заявлением (жалобой) можно обратиться только в течение трех месяцев с момента, когда военнослужащему стало известно о нарушении его прав. Эта особенность судопроизводства предусмотрена ст.219 КАС РФ. Пропуск указанного процессуального срока без уважительных причин влечет вынесение судебного решения об отказе в удовлетворении заявления (жалобы). Таким образом, в прокуратуру, министру, уполномоченному по правам человека и т.п. писать можно когда угодно, а в суд – не позднее указанного срока. Даже если вы правы, суд не будет разбираться в фактических обстоятельствах дела, коль вы поздно обратитесь в суд, и откажет в удовлетворении требований. Вот такая хитрость. Не мало было разочарований среди обратившихся за помощью военнослужащих, а также уволенных с военной службы, когда пришлось им разъяснять последствия пропуска срока на обращение в суд. Оно и понятно: ни в уставе, ни в штабе, ни на занятиях, то есть нигде такая информация не содержится и никем до военнослужащих не доводится. Важно отметить, что уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд служит только лишь заболевание, не позволившее военнослужащему составить и направить в суд заявление. А вот обращение в прокуратуру (даже с положительным ее реагированием на жалобу), течение процессуального срока на обращение в суд не приостанавливает. По этому поводу имеется обширная судебная практика.

В этом разделе необходимо отметить также следующее. В соответствии с действующим процессуальным законодательством повторное обращение в суд по тому же предмету и по тем же основаниям между теми же сторонами не допускается, если имеется вступившее в законную силу судебное постановление (решение, определение). Таким образом, право на обращение у военнослужащего есть всегда, но вот попытка одна.

4. Заключительные положения.

Разумеется, в одной статье обо всем рассказать невозможно, да и цель такая не ставилась. Хочется надеяться, что даже в таком кратком изложении статья будет полезной всем военнослужащим, столкнувшимся с правовым нигилизмом командиров (начальников), их наплевательским отношением к военнослужащим, а также некомпетентностью структурных подразделений Департамента, да и самого Департамента.

Также отметим, что данная статья основана не только на действующем законодательстве РФ, но на судебной практике. Со временем, часть данных в ней рекомендаций может устареватьи даже стать не подлежащей применению. Однако общие принципы останутся без изменений: необходимо действовать - под лежачий камень, как известно, вода не течет. Решения и действия военнослужащему необходимо принимать только после консультации с адвокатом или юристом "жилищником", не только знающим, но и понимающим военную специфику, и относиться к предложениям инспекторов Департамента и командования необходимо с осторожностью.

Полагаем также, что найдутся юристы и граждане без специального образования, которые будут не согласны с рядом вышеизложенных высказываний и предложений. Это нормально. Фактически в этой статье обобщен многолетний опыт нашей работы в этой области права и мы считаем его полезным.