Напишите нам Обратный звонок
voenadvokat@mail.ru

пн-пт: с 10 до 20 часов

+7 (925) 772-49-22 +7 (968) 663-91-63
Наши услуги
Ответственность военнослужащих за совершенные правонарушения. Виды ответственности

Ответственность военнослужащих за совершенные правонарушения. Виды ответственности

Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.
-  К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности.
- За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы - также в виде административного штрафа.
- К материальной ответственности военнослужащие привлекаются за материальный ущерб, причиненный по их вине государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
-  К гражданско-правовой ответственности военнослужащие привлекаются за невыполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному или административному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.
В случае совершения правонарушения, связанного с причинением государству материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.
При привлечении военнослужащих к ответственности недопустимо ущемление их чести и достоинства.

1. Дисциплинарная ответственность.
2. Материальная ответственность.
ограниченная материальная ответственность военнослужащих;
-  полная материальная ответственность;
-  определение размера причиненного ущерба;
-  проведение административного расследования при обнаружении ущерба;
-  возмещение ущерба военнослужащими;
-  возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с в/службы или перевода к новому месту в/службы;
-  возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам;
-  условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению;
-  порядок производства денежных удержаний;
3. Административная ответственность.
4. Уголовная ответственность.   

1. Дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарная ответственность является одним из видов юридической ответствен­ности военнослужащих. Под дисциплинарной ответственностью понимается установленный законом способ государственно - правового воздействия на лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков. Основания и порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственно­сти определяются "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации".
В соответствии с п.47 Дисциплинарного устава, военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения дисцип­линарной ответственности. Важной отличительной чертой дисциплинарной ответственности является то, что виновный привлекается к этому виду юридической ответственности в служебном порядке властью командира (начальника). При этом, дисциплинарная ответственность имеет целью не только борьбу с ее нарушителями но укреп­ление воинской дисциплины.
В соответствии со ст. 28 ФЗ «О статусе военнослужащих» военно­служащие несут дисциплинарную ответственность за проступки, связан­ные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами. При этом, в соответствии с п. 48 Дисциплинарного устава, за нарушение во­инской дисциплины и общественного порядка военнослужащий несет дисциплинарную ответственность в персональном порядке.
Дисциплинарная ответственность военнослужащих, по сравнению с дисциплинарной ответственностью других категорий лиц, имеет определенные особенности, поскольку дисциплинарная ответственность военно­служащих наступает не только за нарушения служебной дисциплины, но и общественного порядка, при этом она характеризуется большей строгостью мер принуждения к нарушителям дисциплины, чем это предусматривают другие виды дис­циплины (например, арест с содержанием на гауптвахте). При привлечении к дисциплинарной ответственности командиры и начальники наделе­ны более широкими и разнообразными дисциплинарными полномочиями.
Фактическим основанием привлечения военнослужащего к дисцип­линарной ответственности является совершение воинского дисципли­нарного проступка, то есть виновного противоправного деяния (дейст­вия или бездействия), нарушающего воинскую дисциплину или общест­венный порядок, за совершение которого военнослужащий подлежит наказанию в служебном порядке властью командира (начальника).
Дисциплинарный проступок - это противоправное деяние, нарушающее нормы права. Дисциплинарная ответственность установлена за нарушения норм как военного права, регулирующих во­инскую дисциплину, так и административного права, устанавливающие правила поведения в общественных местах.

Воинский дисциплинарный проступок обладает следующими признака­ми:

  • общественной опасностью и противоправностью (общественная опасность дисциплинарного проступка состоит в том, что он реально причиняет или может причинить вред воинской дисциплине или общественному порядку. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме);
  • виновностью и на­казуемостью (дисциплинарное правонарушение может быть совершено только виновно, при этом вина - это психическое отношение лица к деянию и его по­следствиям в форме умысла или неосторожности. Наказуемость заключается в том, что за совершение дисциплинарно­го проступка может быть наложено дисциплинарное взыскание по прави­лам, установленным Дисциплинарным уставом.

Таким образом, воинский дисциплинарный проступок можно опре­делить как общественно опасное, противоправное и виновное наруше­ние военнослужащим требований воинской дисциплины или общест­венного порядка, установленных законами, воинскими уставами и дру­гими нормативными актами, за совершение которого может быть нало­жено дисциплинарное взыскание по правилам, установленным Дисцип­линарным уставом.
Дисциплинарный проступок обладает меньшей общественной опас­ностью, чем преступление, а лицо, его совершившее, не представляет для общества такой опасности как преступник. При наличии в деянии военнослужащего признаков преступления, виновный привлекается к уголовной ответственности. Вместе с тем, военнослужащий, подвергну­тый дисциплинарному взысканию за совершенное преступление, не ос­вобождается от уголовной ответственности.
Воинский дисциплинарный проступок включает в себя общие эле­менты, характерные для любого правонарушения (объект, субъект, объ­ективная сторона и субъективная сторона). Эти элементы в совокупно­сти образуют состав воинского дисциплинарного проступка. При отсут­ствии хотя бы одного из них, воинский дисциплинарный проступок отсутствует, и, следовательно, военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

2. Материальная ответственность.

Материальная ответственность - это вид юридической ответственности военнослужащих, под которой понимается установленная государственными органами обязанность полного или частичного погашения в форме причиненного материального ущерба государству.
Основными руководящими документами о материальной ответственности военнослужащих, которые призваны способствовать повышению ответственности военнослужащих за обеспечение сохранности вооружения, техники и другого военного имущества Вооруженных Сил РФ, являются:

  • Федеральный закон N 161-ФЗ от 12 июля 1999 г. "О материальной ответственности военнослужащих"
  • Федеральный закон N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих";
  • Федеральный закон N 53-ФЗ от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе";
  • Общевоинские Уставы Вооруженных сил РФ;

Основное назначение материальной ответственности военнослужащих - возмещения причиненного ущерба государству. Поэтому при материальной ответственности сумма, подлежащая возмещению за причиненный ущерб определяется исходя из условий материальной ответственности военнослужащих.

  • Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб;
  • Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность в соответствии с гражданским законодательством РФ;
  • Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действии, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы;
  • Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.
Необходимо различать ограниченную и полную материальную ответственность военнослужащего.

      - Ограниченная материальная ответственность военнослужащих.
  • За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» и другими нормативными правовыми актами РФ для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.
  • Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.
  • Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
  • Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием воинской части), либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.
      - Полная материальная ответственность.

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

  1. Военнослужащему, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
  2. действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
  3. В результате хищения, умышленных уничтожений, повреждения, порчи, незаконного расходования, либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным законодательством Российской Федерации;
  4. Умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
  5. Военнослужащим, добровольным приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.
      - Определение размера причиненного ущерба.
  •  Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами РФ - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба. Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.
  •  Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.
  •  При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонам) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платы) и денежным довольствием (заработной платы) по фактически занимаемой должности.
  •  Размер ущерба, причиненного в случае предусмотренном абзацем 5 раздела «Полная материальная ответственность военнослужащих», определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения.
  •  Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.
  •  При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяется на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.
      - Проведение административного расследования при обнаружении ущерба.
  1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим командиром (начальником) не более чем на один месяц.
  2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.            
     - Возмещение ущерба военнослужащими.

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб. Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части.
2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний.
Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

      - Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы.
  • В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленными законодательством РФ.
  • В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном Федеральным Законом «О материальной ответственности военнослужащего». При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов).
  • В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.
     - Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам.

Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством РФ был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных Федеральным Законом «О материальной ответственности военнослужащих».

      - Условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению.
Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев предусмотренных абзацем 4 раздела «Полная материальная ответственность военнослужащих».

      - Порядок производства денежных удержаний.
  • Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 % месячного денежного довольствия для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абзацем 4 раздела «Полная материальная ответственность военнослужащих», - в размере 50 % месячного денежного довольствия военнослужащего.
  • Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством РФ, то общий размер всех денежных удержании не может превышать 50 % месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.
3. Административная ответственность.

Административная ответственность наступает за совершенное военнослужащим административное правонарушение посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свобода граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Административная ответственность реализуется в форме применения к правонарушителю административных взысканий: предупреждения; административного штрафа; возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишения специального права, предоставленного физическому лицу; административного ареста; административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификации. Перечисленные виды административных взысканий применяются судом или уполномоченными на то органами исполнительной власти.
Право органов исполнительной власти применять административную ответственность предоставляется им в тех отраслях государственного управления, в которых они действуют. Примерами таких органов могут служить органы внутренних дел, таможни, государственные инспекции (автомобильная, охотничья, рыбнадзора и др.), военные комиссариаты и т. д. На указанные органы возлагается обязанность выявления административных правонарушений, оценка их характера, принятие решения о дальнейшем ходе дела, назначение административного наказания и обеспечение его исполнения.
В случаях, предусмотренных в законе, административные наказания могут налагаться судом.
Нормы административного права подлежат соблюдению всеми гражданами Российской Федерации, в том числе и военнослужащими. При этом военнослужащие обязаны их исполнять не только во внеслужебное время, но и, как правило, на службе. По этой причине в случае нарушения указанных норм военнослужащие подлежат ответственности юридической (в том числе и административной). Однако применение к военнослужащим мер юридической ответственности за нарушение норм административного права имеет некоторые особенности, учитывающие специфику правового положения этой категории граждан (особые дисциплинарные требования к поведению военнослужащих, последовательное единоначалие в организации военного управления).

Упомянутые выше особенности предусмотрены ст. 2.5 КоАП РФ, согласно которой военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения по общему правилу в соответствии с дисциплинарными уставами. Исключением из этого правила служат совершенные военнослужащими нарушения:

  • Законодательства о выборах и референдумах; в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • Правил дорожного движения; требований пожарной безопасности вне места службы; законодательства об охране окружающей природной среды; таможенных правил; правил режима Государственной границы Российской Федерации;
  • Пограничного режима; режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • Административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В перечисленных случаях военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, за исключением того, что к ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — и в виде административного штрафа.                                            

4. Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность военнослужащих является наиболее строгим видом юридической ответственности и заключается в установленных уголовным законом мерах воздействия на лицо, совершившее преступление, содержащих для него неблагоприятные последствия, применяемых в установленном порядке государственными органами, и регулируется "Уголовным кодексом Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

Уголовный кодекс  выступает единственным правовым актом уголовной ответственности и для военнослужащих за совершение ими любых преступлений.
Согласно ст. 2 УК РФ уголовное законодательство имеет своими задачами охрану от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей природной среды и конституционного строя, обеспечение мира и безопасности человечества, предупреждение преступлений.
Уголовный закон делится на две части -  Общую и Особенную.

В Общей части УК РФ содержатся нормы, определяющие задачи УК РФ и основания уголовной ответственности, пределы действия УК РФ, положения о преступлении, о наказании и освобождении от ответственности и наказания. Особенная часть УК РФ включает нормы, предусматривающие меру ответственности (вид и размер наказания) за конкретные преступные деяния с указанием признаков этих деяний. Нормы Общей и Особенной частей тесно связаны между собой, они представляют единую систему условий уголовной ответственности за совершение преступлений.
УК РФ имеет универсальный характер, т.е. вопросы уголовной ответственности за совершение преступлений, как правило, решаются одинаково, независимо от того, кто их совершил и в какой области общественной жизни они совершены. Например, нормы об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, в равной мере применяются ко всем лицам, в том числе и военнослужащим; осужденные военнослужащие на равных с другими осужденными условиях исполняют наказание в виде штрафа, военнослужащие на общих со всеми гражданами основаниях привлекаются к ответственности за убийство, кражу, хулиганство и другие преступления. Вместе с тем в отечественном уголовном законодательстве традиционно существует ряд норм, содержание которых обусловлено спецификой военной службы. Эти нормы либо полностью посвящены уголовно-правовой охране военной безопасности, либо имеют специфику при их применении в отношении военнослужащих. Совокупность таких норм образует военно-уголовное законодательство Российской Федерации.
Военно-уголовное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность уголовно-правовых норм, применяемых только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданам, пребывающим в запасе, во время прохождения ими военных сборов в связи с совершением преступлений. Оно имеет своей задачей главным образом охрану военной безопасности Российской Федерации. Источниками военно-уголовного законодательства являются нормы гл. 33 УК РФ (ст.ст. 331-352), а также нормы Общей части УК РФ, предусматривающие специальные виды уголовных наказаний, применяемые к осужденным военнослужащим, основания и порядок их назначения и отбывания (ст.ст. 48, 51, 55 и др.). Кроме того, некоторые нормы Особенной части УК РФ могут быть также отнесены к источникам военно-уголовного законодательства, например, ст.ст. 285, 286, 293, в которых предусмотрена ответственность воинских должностных лиц.
Основу военно-уголовного законодательства составляют статьи гл. 33 Особенной части УК РФ, предусматривающие ответственность за преступления против военной службы. Глава 33 состоит из 22 статьей (ст.ст. 331-352), в ст. 331 УК РФ дается определение преступлениям против военной службы, другие статьи предусматривают ответственность за конкретные воинские преступления. Эти преступления нарушают порядок прохождения военной службы и непосредственно направлены на боевую готовность войск, обусловливая тем самым особый характер и степень их общественной опасности. Некоторые из них обладают исключительно воинским характером и не имеют аналогов среди общеуголовных преступлений. В частности, самовольное оставление части или места службы - ст. 337 УК РФ, нарушение правил несения боевого дежурства - ст. 340 УК РФ. Отдельные преступления против военной службы имеют сходство с рядом общеуголовных деяний, но совершенные в условиях военной службы они обладают повышенной общественной опасностью. Например, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности - ст. 335 УК РФ.
Преступлениями против военной службы (воинскими преступлениями) признаются предусмотренные гл. 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. В соответствии со статьями гл. 33 УК РФ уголовную ответственность несут также военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации. 

Предусмотренные в гл. 33 УК РФ воинские преступления можно разделить на следующие группы:

  • преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими (ст.ст. 332-336 УК РФ);
  • уклонение от военной службы (ст.ст. 337-339 УК РФ);
  • преступления против порядка несения специальных служб (ст.ст. 340-344 УК РФ);
  • преступления против порядка использования и сбережения военного имущества (ст.ст. 345-348 УК РФ);
  • преступления против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники (ст.ст. 349-352 УК РФ).

Ответственность военнослужащих за совершение преступлений против военной службы наступает в соответствии с гл. 33 УК РФ.
Неисполнение приказа (ст. 332 УК РФ). Под неисполнением приказа понимается невыполнение подчиненным действий, предписанных приказом, совершение действий, запрещенных приказом, ненадлежащее исполнение приказа, т.е. отступление от его предписаний о времени, месте и характере совершаемых действий. Неисполнение приказа может выражаться либо в открытом (демонстративном) отказе от исполнения требований начальника (неповиновение), либо в "завуалированном" (внешне скрытом) отказе от исполнения приказа (подчиненный приказ начальника внешне принимает к исполнению, но в действительности умышленно его не исполняет), либо в невыполнении требований приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе (в результате забывчивости, нечеткого уяснения содержания приказа и т.п.).

Неисполнение приказа образует преступление только в случае, когда в результате невыполнения военнослужащим приказания начальника будет причинен существенный вред интересам службы. Неисполнение приказа, не повлекшее причинения существенного вреда интересам службы, следует признавать дисциплинарным проступком. Повышенную общественную опасность представляет неисполнение приказа, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 332 УК РФ). Неисполнение приказа по неосторожности наказывается только при условии наступления тяжких последствий (ч. 3 ст. 332 УК РФ).

Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК РФ). Под сопротивлением понимается воспрепятствование исполнению начальником или иным лицом (дежурным, патрульным и т.п.) возложенных на них обязанностей военной службы. Оно заключается в стремлении виновного не дать возможности действовать начальнику или иному лицу в данной конкретной обстановке в соответствии с законом, требованиями воинских уставов или приказом начальника. Это, например, случаи воспрепятствования дежурному по полку навести порядок среди военнослужащих, нарушающих воинскую дисциплину, распорядок дня и т.п. Под принуждением понимаются действия, направленные на то, чтобы заставить начальника или иное лицо нарушить возложенные на него обязанности военной службы, т.е. совершить незаконные действия в интересах принуждающего либо действовать вопреки интересам службы (военнослужащий требует от начальника предоставить ему увольнение, отправить в отпуск, перевести его в другую воинскую часть и т.п.). Сопротивление и принуждение должны сопровождаться применением насилия или угрозой применения насилия в отношении начальника или иного лица, исполняющего обязанности военной службы.

Обстоятельствами, значительно повышающими общественную опасность сопротивления начальнику или принуждения его к нарушению обязанностей военной службы, уголовный закон признает: а) совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) применение оружия; в) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий (ч. 2 ст. 333 УК РФ).

Насильственные действия в отношении начальника (ст. 334 УК РФ). В соответствии с УК РФ насильственные действия в отношении начальника как воинское преступление представляют собой нанесение побоев или применение иного насилия (причинение вреда здоровью, ограничение свободы и т.п.) в отношении начальника. В ст. 334 имеются в виду насильственные действия, которые не связаны с сопротивлением начальнику или принуждением его к нарушению служебных обязанностей. Необходимым признаком рассматриваемого преступления является совершение насильственных действий в отношении начальника во время исполнения им обязанностей военной службы (в частности, должностных обязанностей, во время несения боевого дежурства и других специальных служб, выполнения приказа, распоряжения или задачи, отданных или поставленных командиром (начальником) и т.д.). Насильственные действия в отношении начальника могут быть совершены также тогда, когда начальник непосредственно не исполняет обязанности военной службы, но насилие применяется к нему в связи с исполнением этих обязанностей (например, избиение командира отделения, находящегося в отпуске, за то, что он доложил командиру взвода о самовольной отлучке военнослужащего). Насильственные действия в отношении начальника могут быть совершены не в связи с исполнением им обязанностей военной службы и не во время исполнения этих обязанностей, а на почве личных неприязненных отношений (например, из ревности), из хулиганских побуждений во внеслужебной обстановке. Такие действия не содержат признаков преступлений против военной службы и должны быть квалифицированы по соответствующим статьям УК РФ о преступлениях против личности.
В ч. 2 ст. 334 УК РФ устанавливается повышенная ответственность за насильственные действия в отношении начальника, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с применением оружия; с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий.
Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК РФ). Под нарушением уставных правил взаимоотношений понимаются различные виды насилия одних военнослужащих над другими, унижение их чести и достоинства, издевательство над ними, совершаемые в целях обеспечения себе облегченных условий службы, привилегированного положения в коллективе, подчинения своей воле сослуживцев, а равно из других, в том числе хулиганских, побуждений. Например, принуждение потерпевших совершать действия, унижающие их личное достоинство, делать личные услуги военнослужащим более ранних сроков призыва, выполнять за них те или иные обязанности военной службы, изъятие у военнослужащих более поздних сроков призыва предметов обмундирования, продуктов питания, иных материальных ценностей и т.п.

Не всякое насилие одного военнослужащего над другим образует воинское преступление.         Для признания нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими преступлением против военной службы необходимо учитывать следующее: 1) насильственные действия должны быть совершены в связи с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы, например на почве недовольства его добросовестным отношением к службе; 2) насильственные действия могут быть совершены не только в связи с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы, но и из иных, в том числе хулиганских, побуждений, если при этом хотя бы один из военнослужащих (потерпевший или виновный) находился при исполнении обязанностей военной службы (например, дневальный по роте); 3) насильственные действия могут быть совершены не в связи и не при исполнении обязанностей военной службы, но сопровождаются проявлением явного неуважения к воинскому коллективу, например, грубое нарушение внутреннего распорядка в подразделении (нормального отдыха или досуга личного состава) и т.п.
Ответственность по ст. 335 УК РФ могут нести только те военнослужащие, которые не состоят в отношениях подчиненности с потерпевшими (равные с потерпевшими по служебному положению и воинскому званию, старшие или младшие по воинскому званию).

В соответствии с законом повышенную опасность представляют нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, совершенные: а) в отношении двух или более лиц; б) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с применением оружия; г) с причинением вреда здоровью средней тяжести; д) повлекшие тяжкие последствия (чч. 2 и 3 ст. 335 УК РФ).

Оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК РФ). В ч. 1 ст. 336 УК РФ установлена ответственность за оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы, в ч. 2 - за оскорбление подчиненным начальника, равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы. Оскорбление выражается в унижении чести и достоинства личности потерпевшего как военнослужащего и гражданина, выраженном в неприличной форме. Оскорбление может быть совершено устно, письменно либо в виде различных действий (плевок, пощечина, срывание погон, других знаков различия и т.п.), оно может быть нанесено публично и наедине, в расположении воинской части и в служебное время, вне расположения воинской части, во время нахождения в увольнении, командировке и т.п.

Самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК РФ). В данной статье предусмотрена ответственность за самовольное оставление части или места службы, а также за неявку в срок без уважительных причин на службу для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту. Условия ответственности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, отличаются от тех условий, которые установлены в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Уголовная ответственность военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, наступает за самовольное оставление части или места службы продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток (ч. 1 ст. 337 УК РФ).             Под самовольным оставлением части или места службы понимается уход военнослужащего за территорию части или места службы без разрешения прямых начальников. Ответственность за совершение самовольного оставления части или места службы военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, предусмотрена в ч. 2 ст. 337 УК РФ. Самовольное оставление части или места службы продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, предусмотрено в ч. 3 ст. 337 УК РФ, а свыше месяца - в ч. 4 этой статьи. Наравне с самовольным оставлением части ст. 337 УК РФ устанавливает ответственность военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, за неявку в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения.
В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, уголовно наказуемым признается самовольное оставление части или места службы (неявка в срок на службу без уважительных причин) продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца (ч. 3 ст. 337 УК РФ), а также продолжительностью свыше одного месяца (ч. 4 ст. 337 УК РФ).

В примечании к ст. 337 УК РФ предусматривается возможность освобождения от уголовной ответственности за уклонение от военной службы, совершенное путем самовольного оставления части или места службы. Условиями освобождения от уголовной ответственности являются: а) совершение самовольного оставления части или места службы впервые; б) самовольное оставление части или места службы должно быть следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Дезертирство (ст. 338 УК РФ). УК РФ признает дезертирством самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявку в тех же целях на службу (ч. 1 ст. 338 УК РФ). Для признания дезертирства оконченным фактическая продолжительность незаконного отсутствия военнослужащего в части или месте службы значения не имеет. При доказанности цели уклониться от военной службы вовсе оставление части или неявка на службу должны быть признаны оконченным дезертирством независимо от того, сколько времени военнослужащий находился вне части или места службы.

В ч. 2 ст. 338 УК РФ предусмотрена ответственность за совершение дезертирства с оружием, вверенным по службе, а также группой лиц по предварительному сговору и организованной группой.
Примечание к ст. 338 УК РФ устанавливает: "Военнослужащий, впервые совершивший дезертирство, предусмотренное частью первой настоящей статьи, может быть освобожден от уголовной ответственности, если дезертирство явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств".

Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК РФ). Данная статья предусматривает уголовную ответственность за временное или постоянное уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем причинения вреда своему здоровью (членовредительства), симуляции болезни, подлога документов или иного обмана. Особенностью данного вида уклонения от исполнения обязанностей военной службы является то, что военнослужащие достигают цели незаконного освобождения от исполнения обязанностей военной службы, как правило, с разрешения соответствующих начальников, т.е. официально.

Повышенную опасность представляют симуляция болезни, членовредительство, подлог документов или иной обман, совершенные в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы (ч. 2 ст. 339 УК РФ).

Нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 340 УК РФ). Боевое дежурство (боевая служба) является выполнением боевой задачи. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) заключается в невыполнении обязанностей по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности. Например, самовольное оставление боевого поста, передача кому бы то ни было, хотя и временно, исполнения обязанностей по несению боевого дежурства без разрешения командира дежурных сил и средств, проведение работ на вооружении и военной технике, снижающих установленную их готовность и т.п. Преступным нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) будет в случае, когда в результате этих действий (бездействия) причинен вред интересам безопасности или создана угроза наступления этих последствий (проникновение на территорию России иностранных военных или разведывательных самолетов и т.п.).

Ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) несут только те военнослужащие, которые непосредственно выполняют задачи боевого дежурства и входят в состав дежурных смен боевых расчетов, экипажей кораблей и летательных аппаратов, пунктов управления сил и средств боевого обеспечения и обслуживания, назначаемых от воинских частей и подразделений видов Вооруженных Сил и родов войск.

В ч. 2 ст. 340 УК РФ предусматривается ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы), повлекшее тяжкие последствия. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, наказывается по ч. 3 ст. 341 УК РФ.

Нарушение правил несения пограничной службы (ст. 341 УК РФ). Порядок несения пограничной службы регулируется Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" от 29 апреля 1993 г. (с изменениями и дополнениями) и иными нормативными актами. Нарушение правил несения пограничной службы заключается в невыполнении обязанностей по обеспечению неприкосновенности Государственной границы. Примером таких нарушений могут быть самовольное прекращение службы пограничным нарядом, сон во время службы, пропуск через границу посторонних лиц и т.п. В ч. 1 ст. 341 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил несения пограничной службы, повлекшее причинение вреда интересам безопасности государства или угрозу причинения такого вреда (фактическое перемещение через Государственную границу наркотиков, оружия и иных запрещенных к ввозу в Россию и вывозу из нее предметов и т.д.).  

Ответственность по ст. 341 УК РФ может нести лицо, входящее в состав пограничного наряда, либо лицо, исполняющее иные обязанности пограничной службы. Состав пограничного наряда объявляется соответствующим приказом. В него могут дополнительно входить посты наблюдения, дозоры, поисковые группы и т.п. Лица, исполняющие иные обязанности пограничной службы, - это военнослужащие, не входящие в состав пограничного наряда, но участвующие в решении задач по обеспечению охраны и защиты Государственной границы.

Нарушение правил несения пограничной службы, повлекшее тяжкие последствия, предусмотрено в ч. 2 ст. 341 УК РФ. Ответственность за нарушение правил несения пограничной службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, устанавливается в ч. 3 ст. 341 УК РФ.

Нарушение уставных правил караульной службы (ст. 342 УК РФ). В данной статье установлена ответственность за нарушение правил несения караульной (вахтенной) службы, которое заключается в невыполнении специальных обязанностей военной службы, возлагаемых на военнослужащих периодически и регламентируемых специальными нормативными правовыми актами. Например, сон на посту, самовольное оставление поста, допуск к охраняемому объекту посторонних лиц, неприменение оружия и т.п. Обязательным признаком преступного нарушения правил несения караульной (вахтенной) службы является причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам. Ответственность за нарушения уставных правил караульной службы может нести лишь военнослужащий, входящий в состав караула. Субъектами нарушения уставных правил вахтенной службы могут быть лица, несущие вахтенную службу, организуемую на кораблях ВМФ. К тяжким последствиям нарушения уставных правил караульной (вахтенной) службы (ч. 2 ст. 342 УК РФ) должны быть отнесены случаи хищения из охраняемых объектов оружия, боеприпасов и другого важного военного имущества, вывода из строя боевой техники и т.д. В ч. 3 ст. 342 УК РФ устанавливается ответственность за нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия.

Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343 УК РФ). Под нарушением правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности понимается отступление военнослужащего от требований соответствующих нормативных актов, регламентирующих порядок несения этого вида службы. Такое нарушение может выражаться в необоснованном задержании, обыске, неправомерном применении физической силы, специальных средств, оружия и т.д. Ответственность устанавливается только за такие нарушения правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, которые причинили вред правам и законным интересам граждан (например, причинение физической боли, повреждение имущества и т.д.).

Уголовную ответственность за преступление, предусмотренное ст. 343 УК РФ, могут нести только военнослужащие внутренних войск, входящие в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

В качестве тяжких последствий (ч. 2 ст. 343 УК РФ) могут выступать причинение опасного для жизни и здоровья граждан вреда в результате неправомерного применения физической силы, специальных средств или оружия, существенный материальный ущерб, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.д.

Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (ст. 344 УК РФ). Под нарушением уставных правил внутренней службы понимается невыполнение нормативных требований к несению внутренней службы по обеспечению внутренней безопасности воинских частей и подразделений, боеспособности личного состава и отдельных служб. Примерами таких нарушений являются самовольное оставление места службы, непринятие мер по пресечению правонарушений в подразделении и т.п. Это преступление признается оконченным только при фактическом наступлении тяжких последствий, предупреждение которых входит в обязанности суточного наряда. Ответственность за нарушения правил несения внутренней службы может нести лишь лицо, входящее в суточный наряд части (кроме караула и вахты).

Нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне выражается в отступлении от требований, содержащихся в УГ и КС ВС РФ и определяющих правила патрулирования. На практике такими нарушениями выступают уклонение патрульного наряда от маршрута и графика патрулирования, непринятие мер по предупреждению нарушений военнослужащими воинской дисциплины и т.п. Необходимым условием ответственности по ст. 344 УК РФ является наступление тяжких последствий вследствие указанных нарушений. Ответственность за нарушение уставных правил патрулирования несут лица, входящие в состав патрульного наряда.

Оставление погибающего военного корабля (ст. 345 УК РФ). В данной статье предусмотрена ответственность за оставление командиром погибающего военного корабля, которое признается преступным лишь в том случае, если командир не выполнил до конца своих обязанностей по спасению вверенных ему корабля, людей и имущества. Ответственность по ст. 345 УК РФ возлагается также и на членов команды, если они без надлежащего на то распоряжения командира, отданного лично либо переданного иным способом, оставят погибающий военный корабль.

Уничтожение или повреждение военного имущества (ст.ст. 346 и 347 УК РФ). В ст. 346 УК РФ установлена ответственность за умышленное уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов или предметов военной техники. Под уничтожением названых предметов понимается приведение их любым способом в полную непригодность для использования по назначению (механическое уничтожение, уничтожение посредством взрыва, использования химических средств, путем поджога, затопления и т.п.). Под повреждением указанных предметов понимается приведение их любым способом в частичную непригодность к использованию по назначению. При повреждении имущество может быть отремонтировано до восстановления его пригодности к использованию по назначению.
Рассматриваемое преступление может совершить любой военнослужащий, независимо от того, были эти предметы вверены ему по службе или оказались у него случайно.
Под тяжкими последствиями умышленного уничтожения или повреждения оружия, боеприпасов или предметов военной техники (ч. 2 ст. 346 УК РФ) следует понимать причинение крупного материального ущерба военному ведомству, срыв выполнения боевой задачи, нарушение нормального процесса обучения личного состава, уничтожение или повреждение уникальных образцов оружия, боеприпасов и предметов военной техники.

В ст. 347 УК РФ предусмотрена ответственность за уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности. Данное преступление отличается от деяния, совершенного умышленно, только формой вины.
Утрата военного имущества (ст. 348 УК РФ). Данная статья устанавливает ответственность за нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло по неосторожности их утрату. Нарушение правил сбережения имущества может выражаться как в действии (например, оставление предмета без присмотра), так и в бездействии (оставление его в ненадлежащих условиях хранения). Под утратой следует понимать выход имущества из владения лица, которому оно вверено, помимо его воли. Обязательным условием ответственности по ст. 348 УК РФ является нахождение указанных предметов в служебном пользовании у виновного, т.е. они должны быть выданы ему, например, на период проведения учений, боевых стрельб, несения караульной службы, конвоирования арестованных и т.п.

Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК РФ). Преступление образует действие или бездействие, противоречащее правилам обращения с соответствующим видом оружия, боеприпасов, радиоактивных материалов, взрывчатых и иных веществ, представляющих повышенную опасность для окружающих, повлекшее последствие в виде тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, уничтожения военной техники либо иных тяжких последствий (ч. 1 ст. 349 УК РФ). Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, является неосторожным преступлением. Ответственность за данное преступление может нести любой военнослужащий, независимо от того, были ли нарушены правила обращения с вверенными ему по службе предметами или таковые оказались у него по иным причинам. Повышает общественную опасность нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, повлекшее по неосторожности смерть одного человека (ч. 2 ст. 349 УК РФ) либо двух и более лиц (ч. 3 ст. 349 УК РФ).

Нарушение правил вождения или эксплуатации машин (ст. 350 УК РФ). Под нарушением правил вождения боевой, специальной и транспортной машины понимается невыполнение предписаний, обеспечивающих безопасность вождения данных военно-технических средств (например, превышение скорости движения, нарушение правил обгона, непринятие мер к остановке в необходимых случаях и т.п.). Нарушение правил эксплуатации боевой, специальной и транспортной машины выражается в нарушении обязанностей по созданию и обеспечению благоприятных условий для безопасного использования военных машин (например, выпуск в рейс технически неисправной машины и т.п.). Нарушение правил вождения или эксплуатации машин относится к неосторожным преступлениям. Преступлением признается такое нарушение правил вождения или эксплуатации, которое повлекло за собой причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ч. 1 ст. 350 УК РФ), смерть одного (ч. 2 ст. 350 УК РФ) или двух и более лиц (ч. 3 ст. 350 УК РФ).

К ответственности за нарушение правил вождения может быть привлечен любой военнослужащий, управляющий военной машиной, вне зависимости от наличия у него водительских прав. За нарушение правил эксплуатации может быть привлечен к ответственности только тот военнослужащий, на которого возложена обязанность по обеспечению безопасных условий эксплуатации машин (воинские должностные лица, лица суточного наряда, водители).

Нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК РФ). В данной статье предусмотрена ответственность за нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия. Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации может выражаться в допуске к полету в сложных метеоусловиях неподготовленного экипажа, выпуске в полет самолета в опасных метеоусловиях, при которых полеты запрещены, передаче управления самолетом бортмеханику, непринятии мер к определению местоположения самолета, невыполнении мероприятий против обледенения самолета и т.д. Ответственность за нарушения правил полета может нести только военнослужащий, который непосредственно осуществляет полет или руководит им в порядке исполнения возложенных на него обязанностей (руководитель полетов, командир корабля и др.). Субъектом нарушения правил подготовки к полетам либо иных правил эксплуатации летательных аппаратов может быть только военнослужащий, в обязанность которого входит выполнение работ по обеспечению безопасности полета указанных военных аппаратов (военнослужащие, выполняющие задачи по метеорологическому и иному обслуживанию безопасности полета).

В разделе «Категории дел», Вы можете ознакомиться с перечнем споров, по которым мы успешно отстаиваем интересы военнослужащих и членов их семей в военных судах и судах общей юрисдикции (городских, районных).

При возникновении вопросов позвоните нам по тел. 8 (925) 772-49-22, 8 (968) 663-91-63 и получите бесплатную консультацию. В разделе Заказать услугу можете задать нам письменный вопрос, или заказать бесплатный обратный звонок. Мы сразу вам перезвоним. Вы можете рассчитывать на компетентную консультацию опытного военного адвоката, которая всегда является конкретной и понятной для наших клиентов. С перечнем оказываемых нами юридических услуг, Вы можете ознакомиться в разделе "Услуги".