Напишите нам Обратный звонок
voenadvokat@mail.ru

пн-пт: с 10 до 20 часов

+7 (925) 772-49-22 +7 (968) 663-91-63
Наши услуги
Статья "О предоставлении военнослужащим жилых помещений"

Статья "О предоставлении военнослужащим жилых помещений"

В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации действует приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». Данным приказом утверждены:

- Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма (приложение № 1 к приказу);

- Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений (приложение № 2 к приказу)

Небольшой анализ названного приказа.

В соответствии с Приложением № 1 Инструкции, регулирующей предоставление военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма, правом признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений по договору социального найма и других, связанных с этим вопросов, наделен специально созданный в этих целях орган военного управления, именуемый в названной инструкции как уполномоченный орган. Таковым в настоящее время выступает Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (Департамент). Данный Департамент имеет схожие функции и полномочия, ранее которыми были наделены командир и жилищная комиссия воинского формированиями. Именно Департамент ведет работу по постановке военнослужащих на жилищный учет, отслеживает очередность предоставления жилья, принимает решение о предоставлении жилой площади, осуществляет проверку направленных в его адрес документов. В принципе в таком походе к решению жилищной проблемы военнослужащих, ничего плохого не наблюдается. Ведь очевидно, что не будет, например, такого «порядка» в предоставлении жилья как раньше, когда жилищная комиссия и командир с нею вместе, мягко говоря, распределяли жилье не по закону, а по собственному убеждению. Теперь не надо стараться выслужится перед командованием части, т.к. от них не зависит решение вопроса предоставления жилья. К плюсам новой системы можно отнести то обстоятельство, что в решении жилищного вопроса будет принимать участие штатная структура Минобороны РФ, где, предполагается, что буду трудиться образованные в правовом отношении лица. Чего нельзя было сказать о внештатных жилищных комиссиях, в которых не всегда и юрист-то присутствовал. Нельзя не отметить и еще одно важное достижение нового приказа – доступность информации, непосредственно затрагивающей жилищные права военнослужащих. В частности приложением №1 к Инструкции предусмотрен и открытый доступ к списку военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий (через Интернет), а также прозрачность стадии предоставления военнослужащему и членам его семьи жилого помещения.

Однако очевидны и недостатки нового порядка. Главный минус усматривается с точки зрения соблюдения предусмотренного законом и декларируемого указанным Приложением порядка предоставления жилых помещений по договору социального найма в порядке очередности. Каким образом исполняется порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности, если очередь создана и ведется в отношении всех военнослужащих Вооруженных Сил РФ? Ведь тут присутствует и различность мест службы очередников, неравномерное строительство жилья, постоянная ротация военнослужащих (переводы к новому месту службы) и т.д.

К серьезному недостатку можно отнести также предусмотренный порядок взаимодействий военнослужащего и Департамента. Небольшой, по сути, вопрос, "вырос" в большую проблему. Если раньше для решения жилищного вопроса военнослужащий мог обратиться в жилищную комиссию части достаточно быстро, то теперь такой вопрос решается путем обращения в Департамент с заявлением через почту или через представителя части. Здесь усматривается недостаток оперативного принятия по поступившим заявлениям решений. В настоящее время вопрос принятия решения о постановке может длится до полугода. Между тем, недостаток времени оказывает существенное влияние при предоставлении военнослужащему жилого помещения. Как уже показывает практика, военнослужащему трудно уложится в сроки, предусмотренные Приложением для предоставления в Департамент документов для принятия им решения о заключении с военнослужащим и членами его семьи договора социального найма жилого помещения или предоставления его в собственность.

Пункт 18 Приложения также вызывает много вопросов. Здесь предусмотрено, что договор социального найма жилого помещения может быть заключен только после сдачи жилого помещения, занимаемого военнослужащим и членами его семьи. Во-первых, в случае освобождения квартиры, а только в этом случае военнослужащему выдается справка о сдаче жилого помещения согласно приложению № 10, не ясно, где он и члены его семьи будут проживать до момента заключения договора социального найма, дающего право проживать в новой квартире, на время проведения ремонта, необходимого для создания условий проживания. Между тем, до 1 марта 2017 года руководство Департамента шло на встречу военнослужащим принимая от них гарантийное обязательство подписанное всеми совершеннолетними членами семьи о сдаче занимаемого жилого помещения взамен предоставленному постоянному жилью. (после 1 марта, ввиду злоупотребления отдельными военнослужащими этого права, и не сдачи квартиры после получения постоянного жилья, практика предоставления гарантийных обязательств была прекращена). Во-вторых, не всегда все члены семьи военнослужащего выезжают на новое место его жительства. Например, в случае расторжения брака, бывшая супруга военнослужащего не претендующая на получение жилья совместно с военнослужащим, остается проживать в служебном жилье.

Есть и очевидные противоречия Инструкции Жилищному кодексу РФ. Например, абзац «а» пункта 4 Приложения №1 указывает, что не является действием по намеренному ухудшению жилищных условий вселение военнослужащим в жилое помещение супруга (супруги), детей и в судебном порядке – родителей военнослужащих. Между тем, п.1 ст. 70 Жилищного кодекса РФ допускает вселение в жилое помещение родителей нанимателя во внесудебном порядке.

На что следует обратить внимание военнослужащему, состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилое помещение предоставляется военнослужащему и совместно проживающим с ним членам его семьи.
Во-первых, количественный (персональный) состав членов семьи правильно можно определить, применив правила, предусмотренные ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ и ч.1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ. В случае возникновения по этому поводу спора с Департаментом, суд будет руководствоваться данными нормами права.
Во-вторых, п.13 Приложения №1 указывает об обязанности военнослужащего предоставить в Департамент документы на членов его семьи, с которыми он проживает совместно. В частности, такими документами названы копии паспортов с данными о регистрации по месту жительства. Часто встречаются случаи, когда военнослужащий зарегистрирован при части, а, допустим, его супруга с детьми – имеет временную регистрацию с ним по адресу воинской части или зарегистрирована на жилплощади своих родителей, или по предыдущему месту жительства. При таких обстоятельствах Департамент вправе отказать в предоставлении военнослужащему жилого помещения с учетом права его супруги и дететй, т.к. по представленным военнослужащим документам совместное проживание с ним его жены и детей не усматривается. При наличии такой ситуации необходимо заблаговременное обращение в суд общей юрисдикции (гражданский суд) с заявлением об установлении факта совместного проживания.  В последующем, наличие такого решения суда, позволит вам и членам вашей семьи избежать неприятностей на стадии предоставления квартиры. Если совсем нет времени на обращение в суд с данным иском, необходимо обжаловать решение об отказе, но в суде необходимо будет предоставить веские доказательства подтверждающие факт совместного проживания (справки с места работы, поликлиники, школы, детсада, показания соседей и т.д.). 

Относительно приложения №2 Инструкции, регулирующей вопросы предоставления служебных жилых помещений, хочется отметить в целом на качественную работу ее составителей. Лишние документы для обеспечения жильем не требуется, в наличии гибкость в предоставлении служебной квартиры в случае изменения состава семьи военнослужащего и др. моменты. Однако правило предоставления служебного жилья по очереди, предусмотренное п.5, находится в противоречии с Жилищным кодексом РФ, предусматривающим предоставление гражданам жилых помещений в порядке очередности только на условиях социального найма. Кроме того, нередки случаи, когда инспектора 1-го  отдела (не все) в нарушение абз.7 ч.2 Инструкции незаконно требуют с военнослужащего справку о сдаче служебного жилья со всех предыдущих мест прохождения военной службы.

В заключении хотелось бы отметить, что Департамент и другие государственные органы власти, в своей деятельности должны руководствоваться действующим законодательством РФ. Но, к сожалению, это не всегда так. В случае возникновения спорных ситуаций, Вы всегда можете обратиться к нам и рассчитывать на профессиональную юридическую консультацию опытного военного адвоката. После такой консультации вы будете знать реальное ваше правовое положение, перспективы обращения в суд, получите конкретный план действий для достижения желаемого результата. 

При возникновении вопросов позвоните нам по тел. 8 (925) 772-49-228 (968) 663-91-63 и получите бесплатную консультацию. В разделе Заказать услугу можете задать нам письменный вопрос, или заказать бесплатный обратный звонок. Мы сразу вам перезвоним. Вы можете рассчитывать на компетентную консультацию опытного военного адвоката, которая всегда является конкретной и понятной для наших клиентов. С перечнем оказываемых нами юридических услуг, Вы можете ознакомиться в разделе "Услуги".